Суббота, 11 Июнь 2005 00:54

Курляндский "Йети" (Латвия)

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)

В первой главе материала (ссылка), которую, я отдельно посвятил как проблемам поиска физических следов существования реликтового гоминида на территории Прибалтики, так и невероятного предположения (а по сути гипотезы) о том, почему эти следы, не смотря на все усилия криптозоологов, до сих пор не были обнаружены...

Дополнительная информация

  • Время: нет точных данных
  • Тип: Наблюдение НЛО
  • Аутентичность: Не подтверждена

Работа была оценена читателями очень неоднозначно, и я получил в свой адрес, равновесное количество как положительных отзывов, так и весьма резкой критики. Один из основных аргументов критикующих меня – а почему это «Йети» в Латвии никогда не было, а тут бац… и вдруг появился, да еще с такими невероятными и помпезными «выкрутасами» ?..

Курляндский бигфутОткровенно говоря, подобный вопрос, возникает у людей, скорее по незнанию, чем от категорической и болезненной непримиримости сосуществования с  чем-то необычным. В этой связи, я решил опубликовать материал (выборка из моей новой книги), повествующий о некоторых фактах, которые, для многих интересующихся данной темой, могут стать удивительной неожиданностью, особенно в контексте «внезапного» появления Йети на просторах крохотной Латвии.
 

Часть I. Локальная персонификация несапиентного гоминида

Изучая вопрос исторического расселения реликтового гоминида,  в Латвии, нам необходимо понять, какие культурно-фольклерные следы в местной истории, могли оставить предполагаемые встречи, средневекового жителя Прибалтики, с загадочным существом, и с этой целью, нам необходимо пристально рассмотреть, весь местный божественный пантеон необычных существ, живущих в лесу. Иными словами, очевидно, что любая форма сосуществования человека с загадочными лесными соседями, непременно,  должна была бы отразиться в местных культах, и вопреки критическим утверждениям об отсутствии у местных племен «чего-либо подобного», я постараюсь привести ряд, всем, по сути, хорошо известных примеров. И как всегда, ответ на вопрос, о существовании «лесного человека» в самом центре восточной Европы, все время, лежал на поверхности, все, что было необходимо, это просто обобщить и интерпретировать всем известные факты. В этой связи, я категорический отстаронюсь от принудительной интерпритации фольклерных источников, и предоставлю это право читателю.

Итак,  знакомьтесь, главная властительница древних Балтийских лесов - «Мэжа Маате» (Лат. Meža māte, дословно: Мать Леса) – в локальном фольклоре Латвии, это существо, которое представляется лесной хозяйкой, осуществляющей надзор не только за лесными растениями, но и за птицами, и всеми лесными животными. Ей приписывается загадочная способность «знать, что кому принадлежит». Охотникам, на удачу, рекомендуется преподнести ей съестные пожертвования, которые необходимо оставить на границе участка леса, где растут самые старые деревья, но не заходить в этот лес, что бы случайно не потревожить «хозяйку». В ряде районов, например в Видземе (северо-восточная Латвия), с историческим ослаблением культа лесной матери, появилось отдельное название для лесного существа, женского пола - «Пэлэка Вэцене»( Лат.  pelēka vecene, дословно: Серая Баба). В ряде районов Латвии, культ лесной матери, по каким-то причинам, целиком замещен  культом «лесного отца». В Латышском фолклере - «Мэжа Тэвс»  (Лат. Meža tēvs, дословно Отец Леса). Народные поверья, сохранили достаточно четкое описание «лесного отца» (внимание!): “Лесной отец, большого роста, обросший шерстью и выглядит почти как медведь. Он ходит по лесу с большим посохом,  пугает лесорубов и детей, собирающих ягоды и грибы. ” Источник: [V. Pilipjonoks, Asūne. – LTT: № 20061].

Упрощенная форма «лесного отца», так же в современном языке, существует в виде термина «МэжаВэцис» (Лат: Mežavecis  дословно `Лесной мужичок`), что собственно подразумевает под собой, одно и то же существо (не дух!), но в свойской форме обращения.

Функциональная семантика образа «лесного отца», в целом пересекается с другим лесным персонажем – лешим, который в Латышской культуре, называется «Вадатайс» (Лат. Vadātājs, от слова `ваадат`-водить), правда.. в Латышском этносе, Леший - имеет очевидную многоликость, главным образом потому, что в местном фольклоре, под этот образ, плотно сведены все лесные духи, черти, ведьмы и другие необыкновенные лесные обитатели, как существа, так и духи.  В восточных областях Латвии, Леший имеет собственное название на местном, Латгальском языке - «Блууд» (Латг. Blūd, от слова блуждать). Основная пакость Латышского Лешего – это завести человека в лес, или в гиблое место, чуть далее, на примерах и свидетельствах, я рассмотрю ряд очевидных фактов, связанных с этой его специфической особенностью, которая скорее является результатом, чем следствием.

Часть II. Исторические упоминания и выводы

Без сомнения, народные сказания и легенды, зачастую отражают невероятные происшествия местного значения, которые живут в народе, сохраняя рациональное зерно пересказа, но зачастую живут собственной жизнью, претерпевая трансформации от одного пересказчика, к другому. Приступая к анализу этнографических источников, необходимо учитывать, что почти все, исторические упоминания,  которые я приведу в качестве примера, были записаны этнографами, преимущественно в конце 18-го века (1878-1889 года). В этой связи, позволю себе напомнить, что не грамотное местное население, холопствуя у немецких баронов,  в те времена, не имело в своем распоряжений, такое богатство языка, какое нам доступно теперь, наводнив язык в т.ч. и заимствованными словами и определениями.

По сути, сказания долгое время передавались устно, и проблема с закреплением текстов, была обусловлена  тем, что Латышская письменность, была разработана немецкими монахами лишь к 1585 году, при этом, была совершенно не применима к местному разговорному языку, поскольку создавалась на базе немецкой системы письма, и по этой причине, возможность закрепления информации, была целиком прерогативой местного католического духовенства, которое по понятным причинам противилось развитию местной культуры. Такое шаткое положение, сохранялось все последующие 323 года культурной истории, пока современную латышскую орфографию, под руководством К.Мюленбаха и Н.Эндзелина, не разработала вторая орфографическая комиссия, только в 1908 году.

Само собой разумеется, что этнограф записывающий рассказ, зачастую не подозревал, какую ценную информацию он сохраняет. Конечно, рассказ о реликтовом гоминиде, не мог содержать точные сравнения, или слова «человекообразный», «обезьяна», «йети» и прочие определения, которые, в наше время, знает даже ребенок, но о которых, ничего не подозревал местный крестьянин, всю жизнь проживший, не зная ни письменности, ни многообразия животного мира, за пределами родного леса…

Итак, приступим к детальному рассмотрению ряда загадочных событий, которые мы вопреки устоявшемуся мнению о нашей небогатой культуре, можем запросто почерпнуть в этнографических фондах. Отобрав часть тематический наглядных случаев, начнем с ознакомительной  истории о загадочном, лесном «сером существе», которое повстречалось местной жительнице, в местах, соответствующих современным границам Смилтенского аномального кластера. Итак…

Аусмейстери (Смилтенский район. Смилтенский кластер). Как то в полдень, пастушка пошла по грибы в лес Урбулю (Урбули – название хутора у леса. Место это, ныне не сохранилось, и уже напрочь отсутствует, на картах середины 18-го века, следовательно, события не могли происходить позднее конца 17-го века). Насобирала полную корзину, и уже собралась иди домой, как заметила, что из елок, за ней наблюдает «большая серая баба» (Лат. liela pelēka vecene). Пастушка решила было, подойти к ней поближе, но странное существо, внезапно исчезло. Повернув к дому, несчастная поняла, что находится в каком-то совершенно незнакомом месте, и она безнадежно потерялась. Долго она ходила по лесу, солнце уже клонилось к закату, как вдруг, додумалась она, прочесть отче наш. Тут же как «пелена» сошла с глаз, и как оказалось, очутилась она на опушке, прямо перед своим домом… Источник: [15. H. Skujiņa Aumeisteru pag. - LPT]

Итак, что мы можем почерпнуть из этой истории? А то, что особь, была опознана как самка (баба). Второе, это местное название существа «серая баба» (Пелэка Вэцэне), которое и сегодня, в «старой речи» северо-восточной Латвии, используется отдельно и не персонифицируется с лесными духами и целым пантеоном Латышских леших (правда, для классификации фольклорных фондов, подобные истории помещают в категорию с участием лешего). Очевидно, что из под еловых веток, за пастушкой, наблюдало живое существо, а не приведение (дух). Третий пункт – классический в подобных случаях, и заключается он в том, что практический всегда, а это покажут как записанные в современности инциденты, так и те, что я приведу далее, встречи с таинственным существом, предшествует полная потеря пространственной ориентации человеком. Вот и в данном случае, пастушка заблудилась в лесополосе, прямо за своим домом. И только после утраты таинственных лесных чар, очутилась прямо на опушке леса, как раз, напротив своего родного хутора. Аналогичная история, с присутствием, как классического признака утраты пространственной ориентации, так и участием загадочного СЕРОГО существа, сохранилась  в местечке Наудите, что в 196 км, юго-западнее Аусмеистери.

Записано в 1888 году. Лес «ЛиелБраньтю» в Наудите, известное блудное место. Однажды,  крестьянин, заблудился на болоте Зоглиту (Лат. Zoglītes purvs), плутал всю ночь, пока не догадался, что «заколдованное» место, его отпустит, только тогда, когда он «лешего» своими глазами увидит (власть его, при этом теряется). Для этого, необходимо посмотреть на него, через скрещенные крест-накрест  прутья (это обстоятельство, вероятно уже добавилось при пересказе). Смекалистый мужик, так и сделал, но…  увидел перед собой, идущее огромное, серое существо, одетое в облако. Тут же, понемногу пелена растворилась, и к своему удивлению, он обнаружил, что находится на краю болотца, в хорошо знакомом месте, как раз там, где накануне, бересту для крыши искал. Источник: [Naudišnieks Naudītē, «Balss» 1888. g. nr. 40. LP, VII, I, 971, 1]

Сходство двух истории очевидно? Опять кто-то в трех соснах заблудился? Хорошо, а давайте предположим такие обстоятельства, при которых, в лесу, заблудился человек, не просто очень хорошо его знающий, а просто отлично знающий данный лес – например, лесник, который вот так, взял и заблудился, но до определенного времени, встречи с существом не имевший. Конечно, и такая история есть в этнографических фондах, и произошла она в Нице, что в 134 км еще западнее, того места, что мы рассматривали до этого.

Местечко Ница (Лиепайский район). Старый лесник, как-то раз шел по лесу и себе на удивление, заблудился в лесу, где каждый кустик был хорошо знаком. Лесник ходил кругами, и не мог понять, где именно находится, вскоре устал и захотел есть. Хлеб у него был с собой, и присев на пенек, он решил немного перекусить, но когда посмотрел вперед, увидел что прямо перед ним, сидит такое существо (страшило), которое выглядит весьма своеобразно (в оригинале истории, использованы старые обороты и слова, в которых, попросту нет такого точного смысла, какой мы можем вложить в предложение сегодня). Тогда лесник сказал: “Уходи прочь, уходи! Дух Божий, сильнее злых сил..”. Существо тут же исчезло, пелена растворилась, и он тотчас понял, где именно находится. Источник: [J. Banazis Nīcā. K. Lielozola kr.]

Итак, у нас снова еще один «заплутавший», еще одно «страшило», и еще раз «пелена падает с глаз», после чего, наступает возвращение пространственной ориентации человека.

Тем не менее, это не самая безобидная история о встречах с таинственными лесными существами и блужданиях в плену загадочного навождения. В этнографических фондах, можно найти историю, которая звучит очень-очень странно, даже, для дня сегодняшнего, не говоря о преданиях, которые были записаны в конце 18-го века, и уже на тот момент, были очень старыми (т. е события, датировались примерно XV-XVI веком).

Место действия, местечко Малиена (Алуксненский район, граница Смилтенского кластера). Здесь была записана история, которая начиналась очень многообещающий..  однажды, в лесу, ударив батогом змею, местный мужичок обнаружил под ней клад серебряных монет. Пока он, на радостях, набивал богатством карманы, к нему подошло некое существо, которое повелело идти за ним. Тот подался против собственной воли и… пропал...

Через восемь лет, соседи пропавшего, везли на продажу брагу в Псков, и на мосту недалеко от городских стен, заметили лежащего на земле, грязного и изможденного человека, в изношенной одежде. В нем, они узнали пропавшего восемь лет назад односельчанина. Придя в себя, тот рассказал, что вместе с загадочным проводником, «путешествовал» по всему миру, через леса, низины, долины, горы.. посетил много стран и чужеземных земель, видел их величие и богатство. В конце концов, существо сказало ему «Божий пес лает – мне надо идти. Не могу больше тебя водить», после этих слов, существо тут же исчезло, а  несчастный мужик, без сил упал навзничь на мосту, где его вскоре и нашли. Найденные им серебряные деньги, были при нем, но воспользоваться ими, он не успел, т.к. умер в тот же год. Источник: [фонд Krēsliņu Jānis Malienā. Latv. teikas, II, 13].  Существуют и другие варианты этой же истории, но есть в них одна существенная деталь, телегу с запряженными в нее конями, в том же месте предполагаемой пропажи, обнаружила его жена, через два года, после пропажи мужа.  Источник: [Lerchis-Puškaitis (VII, I, 967, 1)].

Получается, что таинственное существо, провело бедолагу по всему свету, только для того, что бы через 8 лет, «выбросить» его  на Псковском мосту, в 85 км от того места (Малиены), где он потерялся. Обратите внимание, не в лесу, не на болоте и даже не просто на дороге, а в месте, где его обязательно найдут – на используемой человеком переправе. Удивляет в этом рассказе и то, что во втором варианте, телегу с конями, «выбросило» в то же самое место, через два года, а сам мужик, даже не успел потратить найденные им деньги, упомянув только сложную дорогу через дивные места, проделанную им, что бы вернуться почти в то же место, в пространстве, но.. ценой 8 лет «нашего времени». Проводя параллели, с сюжетными представлениями человека современного, можно предположить, что герой этой истории, провалился во времени, а загадочное существо, предприняло попытку вывести его из трудного положения, и сделало это так, как ему удалось (в целом не очень удачно).

Коренные жители Тукумского района, сохранили и передали в распоряжение этнографов, много местных сказании не только о встречах с загадочными чужаками, но и... об фантастических причудах времени, которые в этой части Латвии, описаны достаточно подробно и в большом количестве.

В этой связи, одним из самых показательных случаев, записанных этнографической экспедицией А.Мэслса в 1937 году, является сказание следующего характера.

Позволю себе сократить сюжет: Итак, крестьянин  повел в город продавать быка, настигшая его в пути непогода и плотный туман заставили селянина срезать дорогу через хорошо знакомый лес. Спустя некоторое время, он заметил, что заблудился, после чего, встретил у старого капища «странного человека», какого до этого никогда не видел. Тот расспросил его кто он, и откуда, куда идет и предложил купить у крестьянина быка, но предварительно любезно предложил отобедать с ним. Проголодавшийся крестьянин с удовольствием принял приглашение к столу, и знатно покушав, отправился домой, предварительно взяв плату за быка, за которого, чужак расплатился, почему то чистым золотом (не деньгами). Однако, придя в свою деревню, с удивлением обнаружил, что там все изменилось, повсюду ходят какие то незнакомые люди. Попытки найти свой дом, не увенчались успехом. Позднее, выяснилось, что его дом давно обветшал и развалился, поскольку хозяин отсутствовал более 100 лет...

Существует и другой, более полный вариант этого сказания, по которому, дело происходило у Яунпилсской лобной горы (Kartavkalns – гора где в средние века, стояли виселицы). Бедолага так же как и в первом варианте, вел в город Тукумс быка на продажу, безнадежно заблудился и долго ходил вокруг горы, пока из пещеры не вышел «странный человек», который предложил ему  перекусить и отдохнуть. Тот привязал быка к дереву, и опрометчиво принял приглашение зайти в гости, к загадочному траглодиту. Денег в этом варианте сказания, небыло, как небыло и предложения продать скотину, однако, когда герой сказания, засобирался домой, вышел из пещеры и обнаружил что быка и след простыл, а на горе гуляют какие-то люди. Тот кинулся к ним, с вопросом, не видели ли они тут быка, но те его сторонились и говорили, что быка не видели. Несчастный побежал домой, и обнаружил свой дом разрушенным, а всех соседей давно умершими,  вскоре, как и в первом варианте, несчастный выяснил, что «просидел» в пещере целых  100 лет..

Из этой истории, по крайней мере, мы можем почерпнуть то, что «существо» имеет некое жилище, в данном случае –пещеру и имеет запасы провианта, который пригоден и для питания человека.  Но вот цена такого фуршета с гоминидом, 100 лет жизни…

Очевидно, что впечатляющий географический разброс, невероятно похожих друг на друга истории, об эпизодических встречах человека и загадочного лесного существа, теоретический, должен был оставить нам, в том числе и сказания о местах общинного существования реликтового гоминида, правда, если таковые были, и они вообще создавали какую-либо видовую среду (проблемы современной Латвийской гоминологии, связанных с обнаружением материальных следов, я уже рассмотрел вот тут). На удивление, такие невероятные упоминания, действительно были записаны этнографами и некоторые из них, мы с вами, рассмотрим подробнее.

Кого-то это возможно удивит, но в ряде народных сказаний, упоминается, существование целой деревни гигантских существ. В данном случае, даже указывается точное ее местоположение: Территория Вецмуйжского лесника Акерманиса (место нами точно локализовано, там проводятся поисквые экспедиции). Источник: [Siķēns no Vecumniekiem, фонд:  (Etn. I, l89I LP, VII, I, 1327, 3)]

О ходе наших попыток, разыскать хоть какие-то следы жизнедеятельности и быта, таинственного поселения гигантов, я расскажу в отдельном материале, который будет не менее увлекательным и даже, где-то сенсационным. Тем не менее, слишком тесное сосуществование с современным человеком, похоже приносило «серым верзилам» одни неприятности, особенно в период XV-XVI в., когда земли Прибалтики (современной Литвы и Латвии) стали стремительно наводняться крестоносцами, изгоняющими и порабощающими, культурно замкнутые, местные племена Латгальцев, Земгалов, Жемайтов, Куршей и Ливов. Наверняка, во время облав, карателям попадались и «особенные» трофеи.

В этой связи, случались, в сказаниях и упоминания о случаях пленения и расправ над «верзилами». В местечке Джуксте (Тукумский аномальный кластер), было записано сказание о диком гиганте, которого поймали рыцари, и решили повесить. Однако, под весом существа веревка виселицы оборвалась, и гигант упал на дно оврага у лобной горы (имеется ввиду «гора висельников» Лат. Kartavas kalns) . Источник: [Фонд: (Etn. I, l89I LP, VII, I, 1338, 2)]

Но если и существовали крупные популяции Реликтового Гоминида в Латвии, при этом оговоримся – в качестве источника, мы можем рассматривать только  те сказания, которые до нас дошли в достаточно информативном виде, но тогда вопрос - куда же они, все в раз, взяли и исчезли? Тут ответ почти однозначен, давайте посмотрим, что об этом, через народную молву, донесло до нас время.

В Илуксте (Даугавпилский район), существует сказание о том, что в старые времена,  в Гарсенишском лесу  (Лат. Garsēnieši),существовало целое поселение гигантов. Однако, из текста следует… соседство с современным человеком, стало им настолько мешать, что они приняли странное решение … выкопать большую яму, на дне которой, все как один, свели счеты с жизнью. Источник:[«Balss» 1885, nr. 8. 1328, 1]

Согласитесь, очень странное решение проблемы неудобного соседства, посредством коллективного суицида. Почему они не предприняли попытку миграции, а вдруг, уничтожили себя со всеми предосторожностями? Возможное предположение, банальный карантин – его мне удалось найти в другом сказании, однако, примечательно, что приведенная мной, Илукстская легенда прочно закрепилась в локальном фольклоре, и имела ожидаемое продолжение, но..   уже в веке нынешнем. Согласно, другому упоминанию, сделанному спустя более чем 100 лет, местная гора «Катмилзи» (Латышское или Латгальское. Katmilzi. Составной топоним, состоящий из двух слов Каатс-Милзис. Каатс в этом случае не переводим (возможно, собственное имя, `kaats` -палка,  или производное от `kads`– Лат. «Какой-то»), а вот Милзис – значит великан, то есть «Какой-то Великан»), получила свое название потому, что, предположительно,  являлась курганом, в подножие которой, люди находили груды костей гигантских существ. Согласно записанному этнографами сказанию, берцовые кости этих существ, имели высоту около метра (до подмышек взрослому человеку). Источник: [«Latviešu tautas teikas. Izcelšanās teikas» (R., 1991.g.)] В этой связи, добавлю - исследование урочища «катмилзис» продолжается и результаты могут быть весьма интересными.

Снежный человек в Латвии

Однако, закономерное недоумение вызывает вопрос: - что за мор постиг таинственных существ? Ответ на этот вопрос, мы можем почерпнуть из достаточно приукрашенной легенды, о битве двух свирепых «верзил», на берегах реки Вента  (по легенде, их драка посреди реки, образовала на Венте всем известный речной порог), однако, данное сказание, содержит интересную деталь, из которой исходит, что  немного позднее основных событии, отраженных в сказаний, оставшихся в Курземских лесах гигантов, сразила эпидемия, какой то неизвестной болезни (упоминается чума), от которой, они, все как один вымерли. Как подводит итог сказание – «Вот, с тех самых пор,  этих великанов в Курземе и не стало»..

В этой же легенде, есть отдельное упоминание, что некоторые «великаны», живя бок о бок с человеком, носили подобие одежды. Согласно сказанию, один из элементов гардероба этих существ(подобие огромной юбки), какое то время, даже хранился в Кулдигской церкви, а в качестве странного материала, из которого была изготовлена одежда, была упомянута «голубая глина», однако, очевидно, что это мог быть любой прочный и гладкий (кроме известных местному населению: кожи, льна или даже шелка), материал который не был известен местным жителям. У него попросту еще не было названия. Источник: [Fr. Reķis Rendā. Brīvzemnieka «Sborņik». LP, VII, I, 1323, 1].

Подводим итоги анализа этнографических источников: Итак, в средние века, практически повсеместно, на современной территории Латвии, обитают таинственные высокие, серые существа. Встречались как мужские, так и женские особи. Случайные встречи человека с ними, весьма частые, и связаны с какими-то уникальными обстоятельствами, пространственных нарушений или какого-то неясного до конца воздействия (я имею ввиду случаи с оцепенением, человека, неспособностью бежать или сопротивляться ), со стороны несапиентного гоминида. В 95% случаев, непосредственные свидетели отмечают потерю пространственной ориентации, а в некоторых случаях, даже пространственно-временные аномалии. Несапиентные существа, по отношению к человеку, ведут себя осторожно и не агрессивно (чего не скажешь о действиях человека, по отношению к ним). В некоторых случаях, оказывают посильную помощь людям, попавшим в трудные ситуации, а само существо, способно общаться с человеком (речью или жестами). В то же самое время, констатированы сообщения о существований не только единичных или пещерных особей, но и крупных средневековых центров популяции, в виде локальных поселений, которые по дошедшим сообщениям, развернулись от Даугавпилского района на юге Латвии (Илуксте), до областей центральной Курляндии на северо-западе Латвии (Кулдигский район), образуя условный ареал, от южных границ республики, до Смилтенского кластера на севере и Кулдигского района на западе. Однако, исчезновение видовых центров, связано с таинственной эпидемией «чумы», в средние века, уничтожившей всю локальную популяцию реликтового гоминида, но по какому-то совпадению, не затронувшую человека.

Итак, взглянув в глубь веков, полагаю самое время перейти к событиям современности и рассмотреть некоторые случай, не менее загадочных встреч человека разумного с «человеком лесным», а заодно… внимательно проанализировать всю совокупность сообщений по Прибалтике, в контексте всех трех частей материала об изучении Латвийского феномена «Лесного человека».

 

поддержать проект Чашку Кофе Бокал пива
Прочитано 1618 раз
Vladislavs Gusca

Администратор портала и руководитель региональных подразделений КОСМОПОИСКа. Исследователь аномальных явлений, военной истории, археологии и URBEX тематики.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии